Фото "Феодосия. Памятная доска Габриэлю Константиновичу Айвазовскому" снято осенью 2012 года, на фото Феодосия. Памятная доска Габриэлю Константиновичу Айвазовскому.
Памятная доска архиепископу Гавриилу, ученому-историку, лингвисту, учителю и востоковеду Габриэлю Константиновичу Айвазовскому установлена у Армянской церкви Святых Архангелов Михаила и Гавриила (Сурб Рештакапетац) в Феодосии и говорит о том, что на ее месте установят памятник Гавриилу Константиновичу Айвазовскому. Гавриил Константинович Айвазовский (Габриел Геворкович Айвазян) родился 22 мая 1812 в Феодосии куда недавно перебралась их семья из западно-украинского города Станислава теперешнего Ивано-Франковска. Его предки - Айвазы или Гайвазы - были выходцами из польских армян. Отец Габриэла Константин (Геворк), не поладив с братьями, переехал сначала в Молдавию, а затем в Крым. Он был армяно-католического вероисповедания, а его жена - армяно-григорианского. Крестили Габриэла в Феодосийской армянской церкви, по армяно-григорианскому обряду. Габриэлу было 12 лет, когда отец повез его в Карасубазар теперь Белогорск, для обучения в школе архимандрита Манвела Гюмушханеци (Шагиняна), наместника Католикоса всех Армян и учителя первой армянской школы в Крыму открытой в 1816 году. Но по каким-то соображениям архимандрит Манвел не смог принять его у себя в ученики вероятно причиной тому было то что Габриел был сыном католика. И все же одаренному мальчику повезло: в Карасубазаре он попал в руки архимандрита Минаса Бжишкяна (Миная Медици) предводителя армяно-католической общины в Крыму из конгрегации армянских Мхитаристов в Венеции. У этого маститого армяноведа , историка, путешествиника и писателя владевшего несколькими языками, Габриэл прошел двухлетний курс обучения, после чего стараниями того же Бжишкяна в 1826 г. был отправлен в Венецию для продолжения обучения в духовной академии католических конгрегаций Мхитаристов Святого Лазаря на одноименном острове. В 1830 году он окончил академию, получил фундаментальные знания по истории, филологии, древним и новым языкам, был пострижен и стал членом конгрегации, ее общим секретарем, а в 1834 г. был посвящен в духовный сан архимандрита и начал преподавательскую и литературную деятельность. В 1836 году в Венеции выходит его книга Очерк истории России на армянском языке. А уже с 1837 года он приступил к исполнению профессорских обязанностей которые он исполнял в течение двенадцати лет. В 1842-1847 годах преподавал в училище Мурад-Рафаэлян в Венеции. В 1843 году в Венеции им был основан первый армянский научный журнал "Базмавеп" (по-армянски - Базмавеп это Луций Корнелий Александр Полигистор греческий историк, родившейся в городе Милете около 100 года до нашей эры и живший в Риме, написал ряд трудов историко-географического содержания, полигистора в свою очередь с древнегреческого много исследования). Габриэл редактировал журнал до 1848 года. Этот общепризнанный журнал, на страницах которого выступали видные историки, языковеды и филологи разных стран, продолжает выходить по настоящее время. Из-за сильного давления Ватикана на деятельность конгрегации мхитаристов и тех противоборств между частью армян-католиков и Римом, которых побуждали к помощи присоединения Армении к Венеции и Ватикану. Ватикан также интересовал и Крым, Это в 1847 году, подвигло Габриэла Айвазяна уехать в Париж. Там под его редакцией, стал выходить журнал, на армянском и французском языке Масяц Агавни - Голубь Арарата. В Париже его также назначили ректором лицея, где он снова стал заниматься преподавательской деятельностью, в 1849-1855 годах, сначала инспектор Парижского Армянского училища. Затем его назначили директором парижского лицея, в 1851 году он избран академиком, а потом он сделал училище одинаково доступным как для армян-католиков, так и для армян григорианской веры, что вызвало недовольство со стороны католических священников. После этого Габриэл Константинович начел готовится, к отъезду в Россию. Русскому послу в Париже графу Киселеву Габриэл Айвазовский дал ясно понять, что откроет учебное заведение в Росси национального характера, и оно станет проводником русского влияния среди армян вообще и среди их собратьев в Турции в частности. По совету Киселева, русское правительство тут же воспользовалось расколом Габриэла Айвазовского и его сторонников с Римом и острым отношением с французами. Запоздалыми оказались потуги французов исправить свою ошибку, оказать Габриэлу Айвазовскому свое покровительство и удержать его в Париже, отъезд был решен. По совету младшего брата, известного мариниста Ованеса Айвазовского, он отказался от католицизма и перешел в лоно Армянской Апостольской Церкви в 1856 году. Ему присвоили звание вардапета (учитель григорианской Армянской церкви), ученая степень, которая присваивается только безбрачным священникам, иеромонахам. И на следующий год он переехал в Россию в город своего детства Феодосию. В общих чертах так окончилась 30-летния католическая, Римско - Генуэзская деятельность, Габриэла Айвазовского. По настоянию Российского правительства в томже 1857 году верховный патриарх и Католикос всех Армян Нерсес V Аштаракеци, назначил Габриэла Айвазовского главой Нахичеванской и Бессарабской епархий Армянской Апостольской церкви, на архиепископское место, несмотря на то, что он находился еще в сане архимандрита. Для католикоса всех Армян Нерсес V Аштаракеци это было последние, назначение он почил в том же году, архиепископом Айвазовского заделал уже следующий католикос Матевос I Чухаджян. Хотя с Матевосом I у Габриэла Айвазовского отношения не сложились, и с Эчмиадзина он получил немало неприятных для себя писем при нем. Вернувшиь в Феодосию, он стал служить епископом в армяно-григорианской епархии. Он утверждал, что главное для епископа – это просветительская деятельность а 14 октября 1858 года осуществилась мечта Габриела Айвазовского, ради которой, собственно, он и вернулся в Крым он смог открыть Варжаран армянское училище. С помощью богатейшей армянской семи Лазаревых (Назаряноми) в Петербурге он нашел спонсора в лице нахичеванского градоначальника, известного купца и общественного деятеля Арутюна Халибова (Арутюн Погосович Халибян) в честь которого и было назван Варжаран. Халибовское училище первоначально размещалось в частном доме братьев Алтунчьян, а в 1862-м переехало в трехэтажное каменное здание с больницей и типографией, построенное уже на средства Халибова. Курс обучения составлял 6 лет. Ученики получали образование в объеме гимназии. В 1860—1861 гг. в училище работали лектории, где к наукам приобщались и взрослые люди. С 1860-го в типографии издавались учебная и художественная литература, журналы «Голубь Масиса» и «Радуга» — на армянском, русском, французском языках, также печатаются книги Айвазовского "Краткая история России", "История Османского государства" (в двух томах), "Правописание армянского языка", "Тысячи национальных и инородных басен", "Взятие Иерусалима и гибель храма" «История Крыма» и другие. Открытие нового здания училища сопровождалось пышными церковными и гражданскими торжествами, в которых приняло участие всё население Феодосии. В честь этого события видными горожанами Феодосии не армянской национальности был дан роскошный обед. В 1861 года император Александр II с семьей посетил его и лично поблагодарил Айвазовского и Халибова за “благое дело”. К сожалению, до наших дней здание не сохранилось. С 1865 года количество учащихся постепенно уменьшалось. В 1871 году училище закрылось. В дальнейшем в его здании размещались армянская духовная семинария и учительский институт. В 1915 году оно пострадало, от пожара и было снесено. В Феодосии он открыл также школу для девушек что вызвало на него сильные напитки католикоса Матевоса I. Габриэл Айвазовский оставил не только епархию, но и управление училищем. С именем Габриела Айвазовского связано и открытие других училищ коммерческого (Нор-Нахичеванъ), а также Геворкянской духовной академии (Эчмиадзин). В 1866 году Католикосом Всех Армян стал Геворк IV он благоволил к Габриелу Айвазовскому. В 1867 г. он был, наконец, посвящен в сан епископа, а в 1871 г. - архиепископа. В 1874 г. Геворк IV назначил его инспектором Геворкянской духовной академии, а затем - начальником Грузинско-Имеретинской армянской епархии. Последний представитель семьи Лазаревых, Лазарев Христофор Екимович (Лазарян Хачатур Овакимович) рассматривал Габриэла Айвазовского на место Католикосом всех Армян но этому не суждено было произойти они оба скончались раньше Геворка IV. Последние годы жизни Габриел Айвазовский провел в Тифлисе (современный Тбилиси) умер в 1879 на 66 году жизни. Похоронен Габриэл Константинович при церкви святого Саркиса в Тифлисе.
Условия использования материалов сайта krim.biz.ua . Если Вам понравился сайт krim.biz.ua, разместите, пожалуйста, на своем сайте или блоге нашу кнопку. Получить код кнопки.
|