Фото "Керчь. Склеп Деметры". Фотография снята в конце сентября 2011 года. На фото Керчь, Склеп Деметры.
Считается, что склеп Деметры был обнаружен счастливчиками (так называли грабителей склепов) в феврале 1895 году на территории центральной части Керчи, в районе Глинище, что у Мелек-Чесменского кургана, на 4-й Продольной улице, во дворе дома № 21, у мещанки Анны Зайцевой. Сейчас это улица Братьев Перепелицы рядом с автовокзалом. Хотя скорей всего он был обнаружен Иваном Зайцевым, сыном хозяйки. Иван Зайцев хотел на этом подзаработать и долгое время не хотел показывать склеп и находки музейным работникам, боясь, что найденные ценности у него заберут.
Вот как описал эти события директор Керченского музея древностей Константин Думберг: «Судя по всем признакам, находятся эти предметы в руках сына владелицы склепа Ивана Зайцева, который их никому не показывал, опасаясь конфискации. Я надеюсь, что мне рано или поздно удастся забрать древности. К более крутым мерам, как-то: обыску, прибегать нельзя, так как неизвестно, в чьем доме вещи скрываются. Зайцев производит впечатление психопата, и с ним нужно поступать осторожно, не то уйдут вещи из Керчи».
Первым в феврале 1896 года на склеп смог взглянуть и выкупить ценности (два золотых кольца, два стеклянных сосуда зеленого и синего цвета, бронзовый канделябр) директор Мелек-Чесменского музея, Владислав Вячеславович Шкорпил. В докладе он пишет так: «Хозяин двора, где была открыта новая катакомба, не хотел показывать ее никому, даже директору Керченского музея, дожидаясь, что, может быть, приедет граф Бобринский и заплатит ему хорошие деньги за право снять фрески, которыми украшены стены и своды склепа. Теперь керченский мещанин Зайцев, проживающий на Глинище, недалеко от Мелек-Чесменского кургана, сам пригласил меня осмотреть замечательную катакомбу. Сегодня же я отправился к нему и осмотрел склеп, находившийся на 1,5 сажени под землею.
Склеп представляет собой почти квадратную в плане комнату (2,20х2,75), покрытую полуцилиндрическим сводом. Стены и свод оштукатурены и покрыты росписью. Направо от входа изображена богиня Калипсо, налево – Гермес. Люнетка над входом расписана гирляндами из ветвей яблонь, груш и граната. Противоположная люнетка занята изображением мифологической сцены – похищение Аидом Персефоны. Аид стоит на колеснице, запряженной четверкой лошадей, и прижимает к себе Персефону. Над лошадью парит небольшая фигурка возничего. В центральной части свода – изображение богини Деметры в овальном медальоне, окаймленном венком. Богиня в синем хитоне. Пышные волосы обрамляют лицо и падают на плечи. По этой фреске и был назван склеп Деметры.
Но эпопея на этом не кончалась. Директор Керченского музея Думберг Карл Евгеньевич жаловался на Анну Зайцеву, что она препятствует снятию рисунков и фотографий со склепа Деметры. Наконец согласие было получено, фото было снята фотографом Рубанчиком, а рисунки скопировал художник-любитель штабс-капитан П. Ридигер. Только через тринадцать лет в 1908 году территория со склепом была выкуплена у Зайцевых. Ее приобрела за 2200 рублей Императорская Археологическая комиссия, в ведении которой находился Керченский музей древностей. Перед открытием склепа Деметры соорудили тяжелую и крепкую дверь, пристроили ведущий в склеп коридор — длинный, широкий и прочный.
С 1914 года склеп Деметры начал принимать экскурсантов и был описан в научной публикации М. И. Ростовцева с копиями рисунков М. В. Фармаковского. Но с 1920 года ученые отметили повышение влажности и шелушение драгоценных фресок. С 1927 года доступ экскурсантов ограничили. Первые реставрационно-укрепительные работы в склепе Деметры, направленные на предотвращение разрушения штукатурного слоя, засоления и осыпания пигментов живописи, были проведены в 1938 году.
15 мая 1942 года во время боя на Глинище немецкий солдат, думая, что в склепе прячутся красноармейцы метнул в склеп гранату, в результате чего фрески были повреждены. Для реставрации склепа Деметры в октябре 1942 года из Германии в Керчь прибыл профессор Рихард Клейн (с 1936 года — директор Государственной академии прикладного искусства Пробуждение), который наложил укрепляющие бандажи на поврежденные места. В период военных действий, связанных с советским десантом осенью 1943 года, линия обороны проходила вдоль речки Мелек-Чесма, в непосредственной близости от склепа Деметры. Вход в склеп был разрушен, местные жители и солдаты использовали его как бомбоубежище. Здесь была установлена печь, в потолке дромоса пробито отверстие для трубы, в стены набиты гвозди.
После освобождения Керчи от фашистов, в июле 1944 года, Чрезвычайная Государственная комиссия обследовала состояние склепа Деметры и отметила резкое ухудшение состояния росписей в камере склепа. Появились новые утраты в изображении лика богини Деметры и в сцене похищения Коры, а поверхность всего живописного слоя оказалась сильно закопченной. В составе комиссии по обследованию состояния росписей в склепе Деметры в октябре 1945 года была художник-реставратор Е. А. Домбровская, она разработала и применила специальную технологию по укреплению живописи в склепе, ей была частично удалена сажа.
В 1945 году камера склепа была затоплена грунтовыми водами на четверть метра. Некоторое время склеп осушали при помощи поваренной соли, которую выставляли в камере склепа, рассчитывая таким образом осушить каменную кладку стен. Однако этот способ, наоборот, вызвал постоянный выход влаги через пористый камень, что сразу негативно отразилось на состоянии живописного слоя в камере склепа.
В 1947 году склеп Деметры начал принимать экскурсантов, но это продолжалось недолго. В 1959 году по рекомендации Министерства культуры СССР был утвержден проект консервации склепа Деметры, подготовленный Центральными научно-реставрационными мастерскими Академии строительства и архитектуры СССР. По проекту построили обводную воздушную галерею вокруг камеры склепа из камня ракушечника. Галерею и камеру склепа перекрыли железобетонными плитами, что впоследствии стало дополнительным источником увеличения влажности в склепе из-за образующегося конденсата на плитах и на поддерживающих всю конструкцию металлических швеллерах. Сверху плиты и внешнюю поверхность стен галереи покрыли слоем битумной гидроизоляции. Таким образом, камера склепа имела гидроизоляцию с трех сторон и сверху, а снизу и со стороны дромоса гидроизоляция отсутствовала. В своде перекрытий были сооружены отдушины недостаточного размера, не обеспечивающие естественную вентиляцию конструкции новой галереи и самого склепа. Перед дромосом склепа построили входной павильон из двух комнат и проложили две трубы принудительной приточно-вытяжной вентиляции. Однако проект был реализован с существенными отклонениями.
В 1970-х гг. рядом со склепом началось строительство жилого микрорайона с пятиэтажными домами, что резко ухудшило состояние склепа. Склеп стал систематически затапливается грунтовыми водами. В 80-90-х гг. их уровень в погребальной камере колебался от 50 до 90 см от уровня пола. В 1987 году Керченскому музею и Обществу охраны памятников истории и культуры Крыма удалось добиться решения Керченского горисполкома о принятии «Плана первоочередных работ по выведению склепа Деметры из аварийного состояния». Крымский филиал «Укрюжгипрокоммунстрой» разработал проект осушения склепа путем сооружения кольцевой дренажной системы в прилегающей к памятнику зоне.
Летом 1987 г. строительство дренажной системы осуществил СУ-24 треста «Керчьметаллургстрой». В две ветки кольцевого дренажа были уложены перфорированные трубы и оборудованы коллекторные колодцы для отвода грунтовых вод. В результате этих работ воду из камеры склепа удалось отвести. Далее необходимо было продолжить поэтапные работы по достижению оптимального режима существования склепа и последующей его реставрации. Однако осталась невыполненной значительная часть утвержденного проекта по прокладке еще двух веток кольцевого дренажа, по организации отвода внешних вод на территории вокруг склепа Деметры, через десять лет одна из труп заилилась, и воды продолжают поступать.
Керченский государственный историко-культурный заповедник принял решение создать в охранной зоне памятника склепа Деметры его копию со всеми живописными композициями и открыть музей для посещений, а подлинный памятник сохранить только для работы специалистов, археологов и искусствоведов.
В 1997 году в центре Керчи в первом ярусе Большой Митридатской лестницы по проекту Фонда Деметры была создана модель склепа Деметры. Модель склепа Деметры воссоздана в масштабе 1:1 - с точным соблюдением всех размеров, пропорций, фресок и росписи. В центре камеры стоял деревянный саркофаг с останками, который, к сожалению, после того, как его вынесли на воздух, рассыпался в прах. Но его удалось заснять и зарисовать – поэтому подобная копия представлена сейчас в технологической копии склепа. Факсимильные копии фресковой росписи склепа Деметры выполнены с рисунков художников Н. Королева и Т. Королевой-Павловой. Все строительные работы, а также работы, выполнивших копии росписей, были оплачены Фондом «Деметра». Сейчас из-за тяжбы между Керченским горисполкомом и музеем из-за помещения модели склепа Деметры и доходов от последнего, посещение как склепа, так и его копии невозможны для жителей и гостей города Керчи.
Условия использования материалов сайта krim.biz.ua . Если Вам понравился сайт krim.biz.ua, разместите, пожалуйста, на своем сайте или блоге нашу кнопку. Получить код кнопки.
|