ВСЕ ОБ АЛУПКЕ

КОНТАКТЫ

Турагентство Василевского Юрия Александровича занимается бронированием гостиниц и частного сектора в Крыму и рекламой в сети Internet. о нас

Телефоны для бронирования
отелей +7 978 860 41 73

E-mail: simeiz_07@mail.ru

ICQ: 575819584

Skype: yuriy_vasylevsky
Call me!

ФИО: 
Email:
Рейтинг@Mail.ru

АЛУПКИНСКИЙ ХРАМ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

Церковь в Алупке была построена Михаилом Семеновичем Воронцовым для нужд православного населения Алупки и находилась на возвышении, освящена во имя Архангела Михаила.
"Церковь замечательная по своей античной греческой архитектуре",- писала Сосногорова. И действительно, храм был очень красив, с белой колоннадой и напоминал Парфенон в Афинах. Построен в 1839 году, и все расходы по содержанию его нес Михаил Семенович Воронцов. Храм, простоявший тридцать лет, из-за действия подпочвенных вод наклонился в сторону моря и позже, в связи с угрозой разрушения, был полуразобран, а службы проходили во временной деревянной постройке.
"Таким образом, от христианского памятника заботливости князя Воронцова к удовлетворению религиозных нужд православного населения не осталось ничего", - с горечью писал председатель строительного комитета, созданного православным населением Алупки для строительства нового храма. Комитет обращался к разным влиятельным лицам с просьбой о помощи.
В 1903 году на капитал в 45 тысяч рублей, пожертвованный по духовному завещанию госпожой Софией Вялых-Флегонтовой, в Алупке начинается строительство нового храма Архангела Михаила. Искусствовед Анна Абрамовна Галиченко рассказывает:
"Испокон веков на Руси воплощением красоты считался православный храм. Ставили его на самом высоком, "красном" месте. Строили с верой, надеждой, любовью. И, что вовсе не зазорно, на милостыню от народа. Кто сколько сможет. И стояли храмы во множестве по городам и весям. Только на Южном берегу Крыма их насчитывалось более 20. Самый большой, на 900 человек, появился в Алупке.
Авторитетная комиссия в лице известных в Крыму инженеров Семенова, Бертье-Делагарда и архитектора Вегенера решила, что строить нужно на косогоре, рядом со старым кладбищем, где "грунт всюду плотный, глинисто-шиферный с большими монолитными скалами, залегающими на значительную глубину". За честь проектировать соревновались лучшие зодчие Ялты - Краснов и Шаповалов. Но выбор пал на таврического архитектора Васильева, автора памятников Достоевскому и Некрасову в Александро-Невской лавре в Петербурге. Для Алупки Васильев предложил проект крестово-купольного храма в русско-византийском стиле.
Изначальным капиталом послужило духовное завещание Софьи Вялых-Флегонтовой в сумме 45 тысяч рублей. Остальное собирали всем миром. Никто не остался в стороне. Среди жертвователей - последние владельцы Алупки Воронцовы-Дашковы, их соседи в Симеизе Мальцевы и Милютины. На золоченые кресты выделил средства Николай П. Горячее участие в сооружении храма приняла местная интеллигенция: учителя, врачи, писатели, владельцы окрестных дач. Строительный комитет возглавляли доктора Борисов и Овсянников. Особую преданность делу проявили председатель комитета священник Владимир Троепольский и некий Влас, каждое утро появлявшийся в Воронцовском парке с церковной кружкой в руках".
И все же денег не хватало. В ноябре 1906 г. комитет обращается за помощью к графине Елизавете Андреевне.
"Положение безвыходное. При всем напряжении энергии комитета к изысканию средств, их ниоткуда не предвидится. Алупкинцы - дачевладельцы и окрестные, что могли, пожертвовали и неоднократно, от частных приезжих лиц пожертвования ничтожны, просительные письма, разосланные комитетом разным лицам, безрезультатны. Единственная надежда на Ваше Сиятельство. Только при боговолении и милости Вашего Сиятельства может быть закончен храм, достойный имени Вашего и Ваших славных предков, как основателей, владельцев и благоустроителей Алупки".
В Центральном государственном архиве Крыма сохранился акт от 1 сентября 1908 г., в котором говорится, что на основании предложения Таврического Губернского Правления 27 августа 1908 г. таврический инженер Геккер прибыл в селение Алупку. По осмотру здания церкви и испытании сводов, он свидетельствовал, что здание храма построено прочно и хорошо, из материалов надлежащего качества, размерами согласно проекту. И г-н Геккер делает следующее заключение: на основании вышеизложенного с технической стороны не встречается препятствий к освящению означенного храма по окончании внутренних работ.
Но вернемся к рассказу Анны Абрамовны Галиченко: "Вышел храм, на диво как хорош. Из гаспринского и инкерманского тесаного камня, с тремя приделами, с богато изукрашенным в петербургской художественной мастерской Лапина иконостасом в 12 аршин длиной и 8 высотой. Каждый из образов иконостаса имел в размерах 2x1 аршин. Из-под купола свисала огромная люстра в 24 кронштейна, заказанная в Ялте. Храм был пятиглавый, с тремя входными дверями и четвертой алтарной. Внутри храма - четыре подарочные колонны поддерживали главный купол, световой, из восьми окон, застекленных цветными стеклышками. В средней части храма - шесть окон с крестообразными железными решетками, а над боковыми дверьми - крестообразной формы".
Интересно, что когда солнце заглядывает в окно над боковой дверью храма, на стене действующего сегодня придела появляется очертание как бы одной из пяти глав. Пятиглавые храмы на Руси символизировали Христа и четырех Евангелистов.
Новый храм в Алупке был торжественно освящен 8 ноября 1908 года в день его небесного покровителя - св. Архангела Михаила и земного тезки - светлейшего князя Михаила Воронцова.
Печальная кампания по изъятию церковных ценностей не обошла и храм Архангела Михаила. Была составлена опись, и комиссия приступила к работе. Сохранился протокол от 9 октября 1922 г., в котором говорится, что Ялтинская окружная комиссия по изъятию ценностей в присутствии настоятеля церкви протоиерея отца Николая Царенко и представителей от группы верующих, произвела изъятие церковных ценностей из храма Архангела Михаила и часовни при нем (кладбищенская церковь Всех Святых). Только из этих двух храмов был изъят 331 предмет, предназначенный для богослужений, и среди них - 46 икон.
Как отмечается в протоколе, "по особому ходатайству церковного совета оставлены были 3 иконы храмовые и одна особопочитаемая. Все изъятые ценности вложены в мешок и запечатаны печатью церкви и взяты комиссией для сдачи в отделение наркомфина в г. Ялту.
Претензий на комиссию по изъятию ценностей в пользу голодающих не имелось".
К церкви Архангела Михаила были приписаны еще два храма в Алупке: святого Пантелеймона при детском санатории и церковь Александра Невского при климатической колонии духовного ведомства. Согласно описи из последней были изъяты 52 предмета, среди которых: икона Божией Матери "Знамение" в парчовой ризе с украшением, икона Казанской Божией Матери в серебряной ризе с украшением, иконки малые привесные на перламутре в серебряной оправе. Всего из храма были вывезены 37 икон.
Сам храм находился в местечке Сара княгини Воронцовой-Дашковой за Алупкой. И как отмечалось в путеводителе Крымского общества естествоиспытателей и любителей природы за 1914 г., "недавно построенная санатория духовного ведомства предназначена главным образом для учителей и учительниц церковноприходских школ; каждому предоставляется прожить два месяца при месячной оплате на полном пансионе в 25 рублей".
Сегодня здание бывшей климатической колонии Духовного ведомства возвращено православной церкви, а значит, и храм во имя св. Александра Невского возродится.
Церковь во имя св. Пантелеймона находилась при детском санатории в Алупке. Это был первый в мире санаторий для детей, который работает и сегодня. Устроен по инициативе профессора Московского университета хирурга Александра Алексеевича Боброва на частные пожертвования и был в ведении совета Имперторского Человеколюбивого общества,однако действовал самостоятельно через посредство правления, избираемого на общем собрании членов. Санаторий предназначался для слабых детей, требующих длительного пребывания в южном приморском климате, и состоял из нескольких отдельных домиков имени пожертвователей. Поправить здоровье могли дети в возрасте от 3 до 14 лет всех вероисповеданий и национальностей.
Согласно описи, церковь во имя св. Пантелеймона имела деревянный одноярусный иконостас, окрашенный в белый цвет, с позолотой. В алтаре, иконостасе и средней части храма было 7 больших, без риз, 12 средних и малых икон. В серебряных ризах были две иконы: Знамения Божией Матери и Иоанна Богослова.
Из храма комиссия изъяла 69 предметов, в том числе 7 колоколов, общим весом 85 пудов. В апреле 1923 года был закрыт и сам храм во имя св. Пантелеймона.
Жители Алупки обращались к властям с просьбой сохранить храм Архангела Михаила. В Центральном государственном архиве Крыма есть документ от 3 августа 1925 г., в котором говорится, что Архангело-Михайловский храм в Алупке передан Ялтинским райисполкомом в бессрочное пользование группе верующих.
Знаменитое 1927 года землетрясение в Крыму открыло еще одну печальную страницу. В архивах сохранился акт от 20 октября 1927 г., в котором говорится, что "комиссия по ликвидации последствий землетрясения осмотрела здание русской церкви в Алупке и считает: здание храма до соответствующего исправления указанных в акте повреждений закрыть. Религиозных обрядов и богослужений не допускать".
Судьба храма волновала православное население Алупки, и верующие обращались в разные инстанции, но и местные власти, со своей стороны, как-то пытались разрешить этот вопрос. В архивных документах упоминается заявление о закрытии храма, подписанное более чем четырьмя тысячами граждан.
13 июня 1930 г. в Ялтинский административный отдел поступает запрос начальника административно-организационного отдела НКВД Крыма с требованием сообщить:
"когда подписано заявление 4141 гражданина о закрытии церкви; каково отношение православного населения Алупки к закрытию церкви в настоящее время; в каком порядке проводились собрания, вынесшие решение о закрытии церкви, не применялись ли меры административного нажима". А также просили сообщить степень разрушенности здания и, не имеется ли возможности у верующих произвести ремонт, для чего предполагается использовать здание церкви, какая организация желает взять здание в свое ведение.
В адрес НКВД Крыма под грифом "Секретно" был направлен ответ о том, что в стол религиозных культов Ялтинского административного отдела поступил материал по возбуждению ходатайства о ликвидации Алупкинской православной церкви. В него вошли: ходатайство Алупкинской ячейки СВВ, заявление граждан Алупки с 4141 подписью, постановления двух коллективов служащих в количестве 112 человек и ходатайство президиума Алупкинского поселкового совета. А еще в этих документах имелась следующая приписка: "прежняя двадцатка распалась, но в связи с перерегистрацией религиозных обществ поступил список новой двадцатки. Религиозное общество функционирует, имеет служителя культа, служба проводится в сторожке. Административный отдел просит ваших указаний прорабатывать данный материал на предмет ликвидации".
Двадцать человек противостояли более чем четырем тысячам выступивших за закрытие храма. И, как говорится, стояли на смерть, потому что здесь, под сводами храма Архангела Михаила, верили, надеялись, крестились и сочетались браком. Здесь прощались с усопшими, приобщались к таинствам Покаяния, получали утешение, примирялись с Богом. И как мы видим сегодня, верили не зря.
Ну а тогда, в 30-м, храм все же был закрыт. Последний его настоятель Николай Царенко ушел в Сибирь. А у нас есть сегодня возможность вспомнить имена тех, кто посещал храм до самого его закрытия.
В Центральном государственном архиве Крыма сохранился список православного религиозного общества Архангело-Михайловской церкви в Алупке. Триста девяносто фамилий, триста девяносто имен жителей Алупки: домохозяек, врачей, медицинских сестер, служащих, учителей, артистов, фотографов, купцов, чернорабочих, музыкантов - людей разных сословий и возрастов, соединявшихся с Богом в церкви Архангела Михаила. Назовем некоторые из имен: Макар Михайлович Бобрыкин, его супруга Евгения Павловна; Ираида Карловна Замятина; Александр Иванович Кузнецов, его супруга Нина Владимировна; Александр Николаевич Лутовинов с супругой Марией Андреевной; Александра Васильевна Миловидова; Дарья Петровна Маслова; Ольга Николаевна Овсянникова с дочерью Татьяной Михайловной; Иван Ильич Пашин; Николай Полихраниди; Надежда Прокофьевна Попандопуло; семья Георгия Паналотова - супруга Татьяна Федоровна и сын Александр; Дмитрий Львович и Мария Васильевна Тухмановы; Ефросинья Андреевна Христофорова; семья Ивана Дмитриевича Клюева - Евдокия Семеновна, Дмитрий Иванович, Елизавета Григорьевна...
Храм Архангела Михаила уникальный. Это единственный такой большой храм на Южном берегу, подобные - только в Симферополе. Из всех южнобережных храмов, подлежащих реставрации, пожалуй, сложнее всего ситуация именно в храме во имя Архангела Михаила в Алупке. Он был самым большим и рассчитан на все население местности (до 1000 человек). 18 февраля 1991 года храм передали Православной церкви, и сегодня службы возобновлены в южном приделе во имя Святителя Николая, где до этого был склад Алупкинского горторга.
Северный придел пока не отреставрирован. После землетрясения 1927 года в храме множество повреждений, и чтобы их устранить, нужны огромные средства. Были приглашены специалисты из творческой мастерской "Крым", которые занимаются реставрацией храмов. Они создали проект реставрации, фактически это реконструкция здания. Сделать ее на приходские деньги абсолютно невозможно, т.е. без государственной помощи, без солидных целенаправленных вложений.





Главная страница Карта сайта krim.biz.ua Каталог туристических сайтов Написать письмо реклама на сайте